Разработка и совершенствование корпоративного стандарта по управлению проектами может выполняться поэтапно. Важно избежать ряда распространенных ошибок, среди которых можно назвать следующие:
1. Излишняя детализация и бюрократизация регламентов. Иногда при разработке регламентов у руководства компании возникает желание очень детально расписать все шаги и действия участников проектов. Это может, с одной стороны, привести к тому, что регламенты станут слишком объемными и трудными для восприятия. Менеджеры будут воспринимать их как тома ненужных бумаг, которые нет времени даже прочитать. С другой стороны, излишне формализованные регламенты могут ограничить свободу и оперативность действий менеджеров. Следование формальным управленческим процедурам может привести к дополнительным и неоправданным временным затратам менеджмента. Начать лучше с наиболее простого стандарта, регламентирующего только основные требования управления для ключевых типов проектов и постепенно, по мере необходимости, расширять область применения и требования стандарта. Общий принцип: чем проще проект, тем меньше формальных требований к организации управления.
2. При разработке стандарта не учитывается специфика и успешный собстенный опыт управления проектами компании. Иногда при разработке стандарта за основу берется один из существующих международных стандартов (например, РМВОК) и процессы управления проектами компании пытаются жестко притянуть к структуре и содержанию процессов данного стандарта. Без учета специфики проектов компании данный стандарт будет восприниматься как далекий от реальной жизни и слишком общий документ. Мы рекомендуем при разработке корпоративного стандарта создать совместную команду консультантов, привлекаемых к разработке, и собственных специалистов компании. Консультанты помогут быстро стартовать процесс разработки, привнесут свой и международный опыт, быстро разработают первые драфты регламентов.
Специалисты компании наполнят регламенты идеями и наработками из существующего опыта компании, помогут лучше учесть специфику компании. В любом случае, после того, как разработана первая версия регламентов, они должны быть протестированы на пилотных проектах в компании.
Именно на этом этапе выяснится, какие решения и требования удобны и полезны, а какие требуют доработки и адаптации.
3. Разработка стандарта рассматривается как разовая процедура, которая заканчивается формальным утверждением стандарта руководством компании. Чтобы стандарт реально заработал и «прижился» в компании, необходимо не только провести обучение персонала (лучше в виде «ролевой игры»), но и начать реально следовать требованиям стандарта в первую очередь руководителям компании. Ипользовать документы, стандарты и отчеты на совещаниях и при «повседневном» принятии решений по проектам, пресекать попытки отдельных руководителей отклоняться от требований стандарта при принятии ключевых решений в обход менеджера проекта и т.п. В компании должен быть ответственный за применение стандарта (тот, кто помогает в его применении участникам проектов, дорабатывает стандарт при необходимости). Чacтo в крупных компаниях эти задачи возлагаются на проектный офис.
Корпоративный стандарт управления проектами является основой единой системы проектного менеджмента в компании. Корпоративный стандарт может включать как документы, определяющие общие принципы реализации проектов в компании (корпоративная политика по управлению проектами, общие положения и классификация проектов), так и детальное описание процессов и методик (нормативно-регламентная и методическая документация).
Нормативно-регламентные документы определяют требования к организационной структуре и процессам управления как на уровне отдельных проектов, так и на уровне программ, портфелей проектов.
Прежде чем описывать процессы управления, необходимо классифицировать и описать различные типы проектов, реализуемых в компании. Было бы ошибкой предъявлять одинаковые требования к управлению сложными (масштабными) и простыми проектами. Также своя специфика организации и процессов управления существует у различных типов проектов (инженерностроительные проекты, ИТ проекты, проекты разработки и вывода на рынок новой продукции/ услуг). Для каждого вида проектов должны быть описаны типовые целевые и контрольные показатели, типовые жизненные циклы.
В компании должны быть определены основные организационные принципы реализации проектов: применение матричных и проектных структур или реализация проектов в рамках существующей линейно-функциональной структуры компании. В зависимости от выбранной формы реализации проектов будет меняться степень ответственности и полномочий как менеджера проекта, так и других членов команды проект.
Для разных типов проектов могут применяться различные организационные принципы их реализации. Например, под проекты, предполагающие приобретение и развитие новых активов, может формироваться выделенная проектная структура. А менее масштабные проекты, связанные с запуском новых виде продукции, могут реализоваться по матричному принципу.
Регламенты реализации процессов управления проектами также отдельно прописываются для различных типов проектов с учетом их масштаба и формы организационной структуры. Регламенты обычно включают описание следующих групп процессов:
Часто управленческие процедуры также привязываются к этапам жизненного цикла проекта и отдельным видам работ, например, НИОКР, ПИР, общестроительные работы, поставка и монтаж оборудования.
Типовая структура нормативноа-регламентной базы включает следующие документы:
Общая часть. В этом документе описывается назначение, порядок ведения и область применения нормативно-регламентной базы, приводятся используемые сокращения и аббревиатуры, а также глоссарий терминов.
Классификация проектов, программ, портфелей проектов. В этом документе описываются типовые проекты и другие объекты управления, критерии классификации, структура, типовые жизненные циклы, параметры планирования и контроля.
Процессы управления проектами. В этом документе описывается структура, состав и порядок выполнения процессов управления проектами, входная и выходная информация, распределение ответственности за выполнение, сроки выполнения отдельных операций и процессов. Комплексы процессов обычно описываются с учетом особенностей различных типов проектов. Регламенты, как правило, включают описание следующих процессов:
Проектные структуры и роли в проектах. В этом документе описывается организационная структура управления проектами, программами и портфелями проектов, распределение функций, ответственности и полномочий по управлению проектами. В зависимости от детальности проработки стандартов, документация может включать отдельные положения о проектном офисе и других проектных структурах и ролях, например:
Альбом форм основных документов по управлению проектами содержит перечень форм (шаблонов) рабочих документов по управлению проектами, создаваемых в ходе реализации процессов управления проектами, а также порядок их применения.
Исполнение процессов и задач, описанных в нормативно-регламентной базе, может опираться на принятые в компании методики. Методические документы определяют рекомендации по выполнению конкретных процедур управления, использованию подходов, методов и инструментов. Например, часто в компании в рамках стандарта разрабатываются следующие методики: